/uploads/posts/2011-08/На 75-летие Эдвард Рад.jpgСегодня 75 лет Эдварду Радзинскому — историку, писателю и драматургу. Его пьесы, многие из которых стали культовыми, поставлены в сотнях театров мира, его книги переведены на десятки языков.
Но для миллионов телезрителей он, прежде всего, бесподобный рассказчик и человек, глазами которого зрители видят и понимают собственную историю и ее героев, а также антигероев. Может быть, поэтому к своему юбилею Эдвард Станиславович, несмотря на все испытания прошедшего года, нашел в себе силы сам выйти на сцену и сыграть в своей новой пьесе.
— В биографии Моцарта есть очень странный поворот…
Накануне юбилея он впервые в жизни решился сам исполнить собственную пьесу. «Несколько встреч с господином Моцартом». Эдвард Радзинский спорит с Пушкиным – конечно, Моцарта убил не Сальери. Его расследование обстоятельств смерти композитора указывает на совсем другого человека.
«Это был почитатель Моцарта, который дал деньги на похороны Моцарта, и будучи великим богачом, почему-то похоронил Моцарта на кладбище для бедных в общей могиле», — рассказывает Радзинский.
Эту пьесу Радзинский написал как избавление от душевных мук в тот самый момент, когда нашел и опубликовал записку Юровского. По сути, монолог, который ему всегда было тяжело отдавать чужим актерским голосам, в чужие режиссерские руки.
«Драматург это опасная профессия: пишется одна пьеса, ставится другая, а зритель смотрит третью», — рассказывает писатель и драматург.
А его ставили великие режиссеры – Эфрос, Товстоногов. «104 страницы про любовь» играли одновременно в московском «Ленкоме» и Ленинградском БДТ. Грандиозный успех, глоток свежего воздуха… А потом и культовая экранизация – это была одна из главных историй любви XX века…
— Tы ж лучшая девушка Москвы и Московской области.
— Ошибаешься – я лучшая девушка в СССР!
Он говорит, что любая написанная им история неизбежно становится личной, а цари и тираны превращаются даже не в друзей – в кровных братьев.
Его книги об Александре II, Николае II и Сталине стали мировыми бестселлерами. Радзинский как под микроскопом изучает детали жизни своих героев: важно все, даже как лучи солнца падали в окно детской.
«Так же важно понять домик Сталина с этим подвалом, где находилась колыбель братьев, которые умерли еще в колыбели. Это важно, это свет: вот как они входили, падали тени», — поясняет Эдвард Радзинский.
«Основной урок истории заключается в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков» — это эпиграф книги об Александре II. Радзинский признается, что так и не нашел ответов на многие вопросы. Например, почему император, переживший несколько покушений, в тот роковой день, после первой взорванной бомбы игнорирует все просьбы сесть в карету и уехать.
— Хотя схваченный террорист на фразу царя: «Слава Богу, что все обошлось», говорит: «Слава ли Богу», и второй раз его предупреждает, он кричит кому-то, но он почему-то остается на площади".
Книгу об Александре на английском первым прочитал Джордж Буш. Говорят, понравилась. Впрочем, Радзинского иногда и критикуют, утверждая, что писатель придумывает свою историю. Он же отвечает – воображение всегда реальнее реальности, а иногда гораздо важнее.