МОСКВА, 26 дек — РИА Новости. Практически все контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9 классов в 2012 году претерпят изменения, наибольшее количество будет в заданиях по русскому языку, математике, истории, литературе, иностранным языкам, информатике и ИКТ, сообщил в понедельник РИА Новости директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Ершов.
ГИА по-новому
«Для материалов ГИА характерна определенная стабильность, хотя в условиях эксперимента производятся корректировки — изменение количества заданий и увеличение разнообразия проверяемых видов деятельности, усиление блока практических заданий, совершенствование формулировок и системы оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом», — сказал Ершов.
Он подчеркнул, что все задания составляются в строгом соответствии с государственным стандартом и ориентируются на федеральный комплект учебников.
По его словам, сильно не изменятся задания только по биологии, химии, физике, географии и обществознанию.
В КИМ по русскому языку изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и заданий с кратким ответом с 14 до 9, изменен объем изложения и сочинения, а также системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2, отметил директор ФИПИ.
«В заданиях по математике в 2012 году будут представлены все разделы курса, в частности, задания по геометрии основной школы», — сказал Ершов.
Сократилось с 23 до 20 количество заданий по информатике и ИКТ. «В то же время увеличена трудоемкость заданий, проверяющих умение учащихся выполнять алгоритмы, в том числе содержащие циклы и оперирующие с индексированными переменными. Также в целях усиления проверки подготовки учащихся по теме “Обработка информации” задание с кратким ответом на знание способов адресации в электронных таблицах заменено на задание по проверке умения выполнять алгоритм с простой циклической конструкцией», — сказал Ершов.
Время на историю
Время выполнения заданий по истории увеличится с 2,5 до 3 часов, изменятся и сами задания. «Из части 1 в часть 2 перенесены все задания на знание понятий, терминов. На отдельных позициях каждого варианта КИМ выделены задания на проверку знания истории Великой Отечественной войны, деятелей отечественной истории, основных фактов истории культуры России», — отметил директор.
Также, по его словам, добавлены задания на проверку умения работать с исторической картой, схемой, иллюстративным материалом. «В 2012 году исключены повторяющиеся в части 2 задания на группировку фактов, понятий, поиск информации в источнике, систематизацию фактов», — сказал Ершов.
Добавлены задания на работу со статистической информацией, на знание понятий, терминов, на сравнение исторических событий и задание на работу с информацией, представленной в виде схемы, отметил он.
«На основе результатов экзаменов предыдущих лет пересмотрен уровень сложности ряда заданий: задания на систематизацию фактов, понятий (В2) и на группировку фактов, понятий (В3), в соответствии с характером проверяемых умений, отнесены к базовому уровню сложности. К базовому уровню сложности отнесены также новые задания — В4 и В8», — сообщил директор ФИПИ.
В С2 добавлены задания на анализ исторической ситуации, на сравнение событий и на составление плана ответа по теме. «Пересмотрен уровень сложности заданий С1 и С2 на анализ исторического источника, они отнесены к повышенному уровню сложности, в 2011 году они были заданиями высокого уровня сложности», — сказал собеседник агентства
Иностранный без подготовки
Не менее существенные изменения произошли в КИМ по иностранному языку. Количество заданий по аудированию увеличилось до 8. Добавлено одно задание с кратким ответом, проверяющее умение понимать содержание прослушанного текста, уменьшены объемы высказываний, увеличено до 6 количество заданий на понимание информации.
В заданиях по чтению добавлены тексты на проверку умения понимать содержание прочитанного, также увеличилось до 9 общее количество заданий. В раздел по грамматике и лексике дополнительно включены задания с кратким ответом и предусмотрены задания различного уровня сложности на проверку грамматических и лексико-грамматических навыков. В разделе по письменной речи увеличен объем личного письма до 100-120 слов и предусмотрены новые критерии оценки устной речи, максимальное количество баллов за личное письмо — 10, отметил Ершов.
В экзаменационной работе 2012 года, выполняя задания по устной речи, школьник должен ответить на два вопроса без предварительной подготовки, также предложен новый вид диалога — комбинированный диалог, умение вести который должен продемонстрировать экзаменуемый. По этим заданиям также предусмотрены иные критерии оценки, максимальное количество баллов за монологическое высказывание — 6, за диалог — 9.