Главной непризнанной республики Приднестровье избран Евгений Шевчук. По данным приднестровского Центризбиркома во втором туре выборов за него проголосовали почти 74% избирателей.
Как изменится курс непризнанной республики с приходом нового лидера, мнения экспертов выслушала корреспондент «Вестей ФМ» Анастасия Борисова.
Победу по втором туре выборов Приднестровья одержал совсем не тот, на кого ставили в Кремле. Москва оказывала поддержку действующему спикеру парламента Анатолию Каминскому. Однако у победившего в итоге Евгения Шевчука перед противником было одно, но весомое преимущество, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«Шевчук, в общем-то, избран ровно потому, что он был из трех основных кандидатов наиболее оппозиционным по отношению к действующей власти. Очевидно, что 20-летнее правление Игоря Смирнова утомило население Приднестровья. Люди хотели обновления – они его получили. И в этом смысле глава парламента – господин Каминский – оказался недостаточно радикальным оппозиционно», — говорит Минченко.
Впрочем, принципиальной разницы между двумя кандидатами нет, уверен директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
«Дело в том, что Шевчук стопроцентно ориентирован на Россию, это российский политик, более того в Приднестровье вообще в принципе нету не пророссийских политиков», — заявил Мартынов.
В то же время со сменой президента Приднестровья вновь может зайти речь о возвращении к «Меморандуму Козака», предусматривающего постепенное урегулирование конфликта вокруг непризнанной республики. Согласно этому документу, разработанному российской стороной, Приднестровье на особых условиях должно вновь войти в состав Молдавии.
Однако бывший президент республики Игорь Смирнов в вопросе суверенитета был крайне не сговорчив. Теперь же все может измениться, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Мне кажется, позиция Шевчука будет более гибкой. Он в принципе будет согласен, я думаю, на процесс объединения. Но при этом будет жестко отстаивать существенные и значительные полномочия Приднестровья в рамках единого государства», — отмечает Жарихин.
Другой вопрос, согласится ли вернуться к мирному урегулированию конфликта руководство Молдовы. Ведь 8 лет назад процесс подписания меморандума фактически был сорван Владимиром Ворониным, тогдашним президентом Молдавии.