ПЕРРИ ГРИН (Хартфордшир, Великобритания), 21 фев — РИА Новости, Елена Пахомова. Британский скульптор Генри Мур (Henry Moore) всегда был окружен огромным количеством людей совершенно разного толка: от друзей и коллег, до советников и поклонников.
Это было еще со времен их с женой Ириной жизни в лондонском Хэмпстеде, где они стали частью коммуны художников-авангардистов. Возможно, благодаря этому Мур стал не только скульптором, но и неплохим менеджером и финансистом.
Глядя на мир искусства не только как художник, к 1977 году Мур задумался над тем, что станет с коллекцией его работ после смерти владельца. Британец хотел, чтобы его работы были доступны людям, чтобы все могли оценить и разделить его страсть к скульптуре. Так на свет появился фонд Henry Moore Foundation, который после смерти художника должен был сохранять его наследие и вести просветительскую работу в области скульптуры.
На сегодняшний день Фонд Генри Мура продолжает работать в огромном поместье Перри Грин (Perry Green), где художник прожил почти полвека. Фонд также курирует и все крупнейшие выставки Мура; отсюда же, из Фонда, самая большая в истории России экспозиция работ скульптора отправляется в Москву, где ее с 22 февраля будут показывать музеи Кремля.
«Скульптура открытого неба»
Отдавая должное финансовому благоразумию Мура, нужно сказать, что к 1977 году колоссальными стали не только его слава и заработки, но и налоги, которые был вынужден платить мастер. Поэтому фонд Мура был зарегистрирован как благотворительная организация, чтобы облегчить художнику фискальное бремя. Вторая часть Фонда расположилась и до сих пор находится в английском городе Лидсе, где Мур когда-то получил стипендию и где сейчас действует крупнейшая библиотека скульптуры.
Мур стал первым сотрудником своей благотворительной организации. Он был автором и главным носителем собственной философии создания и восприятия скульптуры и хотел донести ее до мира.
Большинство своих работ художник создавал для открытого пространства. Причем это не зависело от периода его творчества. Как и первый официальный заказ — рельеф «Западный ветер» 1929 года для штаб-квартиры лондонского метрополитена — так и поздние абстракции, когда художник уже отошел от техники резьбы, — большинство произведений задумывались как часть пейзажа и восприниматься должны были именно так.
Поместье Перри Грин стало живым воплощением философии Мура как скульптора.
Когда в 1940 году в их с Ириной Радецкой дом попала бомба, семья купила часть здания на территории поместья в графстве Хартфордшир. Сегодня это 32 гектара полей и садов, отданных целиком под выставку творчества Генри Мура.
Удивительное сочетание сложилось в этой семейной паре. Дочь русско-польских родителей, чей отец погиб во время революции 1917 года, Ирина Радецкая была студенткой лондонского Королевского колледжа искусств, когда познакомилась с будущим мужем. Однако после свадьбы искусство она бросила, а новой ее страстью стало садоводство. Скульптуры Мура на фоне ландшафта, созданного Ириной, — так выглядит Перри Грин до сих пор.
Радецкая, к слову, очень любила кактусы, в поместье сохранилась одна оранжерея, где пара-тройка растений еще помнит свою хозяйку.
В Перри Грин одна за другой сменяются экспозиции под открытым небом. Скульптуры меняются, но многие из них стоят именно на тех местах, где свои работы хотел видеть сам художник. В саду, будто сами скульптор с женой, сидят «Король и королева», ловят солнце бронзовые абстракции, и тут и там склоняются самые знаменитые образы Мура — полулежащие фигуры.
В Москву, конечно, самые монументальные работы не привезут — помещения для показа все-таки, вопреки заветам художника, закрытые. Но будут эскизы, будут модели знаменитых работ и все самое яркое, что можно показать в пространствах Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Хотя куратор экспозиции Сьюзи Юстас говорит, что Мур, конечно, был бы рад, что такое масштабное собрание его работ отправится в Россию.
Московская выставка для фонда — событие огромное. Здесь заветы скульптора чтут, работают так, как и хотел художник.
«Конечно, это наша главная работа — продвигать творчество Мура. Фонд некоммерческий, поэтому задачи у нас интеллектуальные», — рассказала Юстас.
Экспозиция на территории самого Перри Грин меняется раз в несколько месяцев, здешние кураторы организуют и несколько иностранных выставок в год. Поместье закрыто зимой, тем не менее в течение года его посещает до 50 тысяч человек.
Недавно Фонд Генри Мура восстановил в Перри Грин и студию художника, которая сейчас полна скульптурных заготовок, фотографий, подарков и маленьких пробных фигур, с которых начиналось каждое произведение. Не секрет, что Мур черпал вдохновение в фактуре и форме костей. Одна из самых известных его работ — «Ядерная энергия» (NuclearEnergy), которая сейчас стоит у Университета Чикаго, изображает что-то среднее между атомным грибом и человеческим черепом. Вот и в студии представлены разнообразные кости, в том числе подаренные мастеру черепА носорога и слона.
В этой же студии произошло много значимых художественных открытий. Традиционно в Перри Грин свободно пасутся овцы. Однажды Мур, наблюдая за стадом, постучал в окно в студии, чтобы привлечь внимание одной из них. Овца подняла голову, и за несколько секунд Мур успел сделать зарисовку — так началась его знаменитая серия эскизов и рисунков овец, которые потом перешли и в скульптуру.
В Москву едут также три больших гобелена по эскизам Мура. Делались они по его решению, хотя рисунки изначально на это не были рассчитаны. Тут к мастерству художника добавилось и мастерство ткачих, которые сумели передать не только фактуру краски, но даже разлиновку бумаги.
Параллельно Фонд Генри Мура работает над организацией семинаров и конференций, а также в целом следит за сохранностью работ.
Еще одним направлением работы Фонда Генри Мура является отслеживание судьбы его работ. При том что цены на его работы высоки, произведения Мура появляются на всех крупнейших аукционах послевоенного и современного искусства. Появляются — и уходят в частные коллекции и музеи.
«С одной стороны, сегодняшние высокие цены на Генри Мура — это отчасти успех нашей работы по популяризации его творчества. С другой стороны, мы и сами иногда пытаемся что-то купить для Фонда. Например, если у нас есть скульптура, а на аукционе появляется ее эскиз, получить его очень здорово, чтобы выставлять их вместе. Но при нынешних ценах (на работы Мура) купить что-либо бывает сложно», — объясняет куратор.
Нынешние цены на Мура — это, например, установленный в феврале аукционный рекорд стоимости его скульптуры «Полулежащая фигура. Фестиваль», проданная на торгах Christie's за 19 миллионов фунтов стерлингов при начальной цене «всего» в 5,5 миллиона долларов.
Впрочем, Фонд сотрудничает с аукционными домами и в другом ключе. «Мы следим за движением работ и можем предоставить аукциону историю той или иной работы. Конечно, мы не можем раскрывать информацию о частных коллекционерах, но в остальном аукционы обращаются к нам за информацией», — рассказала Юстас.
Говоря о рациональном мышлении скульптора, Юстас рассказывает, что Мур и сам отслеживал судьбу своих произведений; сейчас это облегчает Фонду работу. «Например, у него есть записи, что в 1953 году он продал девять работ, что-то — такой-то галерее, что-то — частным владельцам. Для нас это бесценно. Если работы одной серии расходятся, мы можем проследить судьбу каждой», — добавила собеседница агентства.
Мур завещал, чтобы ни с одной из его скульптур не делали копию по сохранившимся лекалам. Родственники даже хотели после его смерти уничтожить все образцы, однако позже отказались от этого. Но истинный Генри Мур, как и любой великий художник, неповторим.