Исполнительница главной роли в фильме «Жить» рассказала о о любви к народу, родной уральской культуре и молодому российскому кино
Главную роль в фильме «Жить» исполнила Яна Троянова — одна из ярко вспыхнувших в последнее время звезд нашего кино, в активе которой уже две награды «Кинотавтра». «Труд» поговорил с актрисой о любви к народу, родной уральской культуре и молодому российскому кино, которое, несмотря на свою кажущуюся мрачность, на самом деле жизнеутверждающее.
— Фильм «Жить» получился сложным, в чем-то даже жутким. Не страшно было играть в нем?
— Если в плане суеверий, то, конечно, нет. Например, когда мы снимали «Волчок», некоторые актрисы отказывались от своих ролей, когда узнавали, что им придется лечь в гроб. У меня предрассудков нет. Если нужно лечь в гроб — я лягу.
— Я, конечно, имела в виду эмоциональную сторону роли, ведь все это нужно через себя пропустить.
— Я у Васи (Василий Сигарев — режиссер фильма и муж Яны Трояновой. — «Труд») спросила: а через что мне делать эту роль? А он мне в ответ: а ты представь, что меня не стало. Тогда я на него сильно наругалась, потому что представлять такое как раз никогда нельзя. Но и поняла, что в этой роли у меня советчиков быть не может.
Наоборот, я должна стать совершенно одинокой в этом мире. Я все-таки считаю себя актрисой, которая чувствует правду жизни, поэтому, когда полностью вживалась в роль, мне было страшно одиноко. Были моменты, когда, сидя в номере, я говорила Васе, что не могу больше играть. Но, посмотрев фильм в Роттердаме на большом экране, поняла, что это не просто страшная человеческая история, это искусство. Ведь как в нем все потрясающе снято, каждый кадр — это красота, поэзия, там всем можно любоваться.
— Какая из ваших ролей вам ближе всего?
— Да все три роли: мать в «Волчке», Вика в «Кококо» и Гришка в «Жить». В каждой из них Яна Троянова в предлагаемых обстоятельствах. Не откажусь ни от одной из них.
— В фильме «Кококо» вы играете Вику, девушку из народа. А в жизни вы кто?
— И в жизни тоже, конечно! Есть люди, которые мне говорят: да у тебя же два высших образования, значит, ты уже интеллигент. А я считаю, что не в образовании дело, а в самой природе. Я из народа, его представитель.
— В одном интервью вы даже сказали: «Быдло — это мы». То есть вы и Василий Сигарев.
— Да, и быдло — это мы, и гопота — это мы, и народ — это мы. Есть и какие-то намеки на принадлежность к интеллигентным людям. Я к чему: во мне много и хорошего, и плохого. Я человек с Урала, это накладывает свой отпечаток. У меня образование, которое тоже не прошло без следа. Знаю, что у меня хорошо получается играть шалав. Так почему нет? Быдло, оно ведь тоже ближе к народу, интеллигенцию пока быдлом не называли. Народ для меня, если честно, глубже. Его и играть интереснее, чем, например, профессоров. В народе так много всего, а профессор, он тупо профессор. Вот, например, Любовь Орлова в фильме «Весна»: когда играет ученого, даже смотреть скучно, а когда актрисочку — то это же так весело! Я все время думала: скорее бы та профессорша тоже стала актрисочкой.
— У вас есть желание сыграть человека, который совсем не будет на вас похож?
— Может быть, я в этом плане нестандартная актриса, но у меня нет никакой мечты по поводу звездной роли. Хотя нет, наверное, лукавлю. Есть желание лет в 50 сыграть Вассу Железнову. Не потому, что она на меня не похожа. Как раз наоборот: я бы эту роль построила на стали, которая есть внутри у Вассы, и у меня тоже она есть. А сыграть просто другого человека: В чем прикол? Другого человека пусть играет другой человек, а Яна Троянова будет играть Яну Троянову в предложенных обстоятельствах. Не надо прыгать выше головы, иначе точно ушибешься. Вот у нас Безруков пытается постоянно играть других людей, но, как ни крути, он все равно остается Безруковым, какой бы грим на нем ни был — Пушкина или Высоцкого…
— А какие у вас следующие проекты с Сигаревым?
— Мы готовим комедию. Будем писать сценарий по мотивам произведений уральского писателя Андрея Ильенкова.
— Опять родная уральская культура?
— Да, мне кажется, художник должен черпать там, где он есть. Почему нужно куда-то ехать искать, когда вот — все у тебя под боком, и ты это хорошо знаешь, любишь. Тем более Андрей Ильенков — любимый писатель Сигарева — согласился сыграть в этом фильме главную роль.
— Яна, не обидно, что ваши с Сигаревым фильмы часто называют чернухой?
— Я понимаю, что зрители, которые пойдут смотреть фильм «Жить», должны быть подготовленными и способными умственно трудиться. Это не те люди, которые смотрят развлекалочки. Хоть многие и называют такое кино чернухой, оно на самом деле жизнеутверждающее, и только оно может заставить человека изменить что-то в себе, в своей жизни.