Австралийские исследователи определили механизм, который слишком поспешно ликвидирует яйцеклетки, повреждённые в результате радио- и химиотерапии.
Женщины, лечившиеся от рака, в качестве побочного эффекта радио- или химиотерапии получают бесплодие. Считается, что это происходит из-за повреждения созревающих яйцеклеток: облучение и лекарства, нацеленные на рак, влияют на ДНК, а поскольку такая терапия не всегда отличается высокой точностью, от неё страдают и здоровые клетки.
Однако не само повреждение ДНК губит яйцеклетки. Исследователи из Университета Монаша иМедицинского института Уолтера и Элизы Холл (оба — Австралия) опубликовали в журнале Molecular Cell статью, в которой рассказывают о двух белках, ответственных за преждевременную гибель яйцеклеток. В каждой клетке существуют белки, которые отслеживают уровень повреждений ДНК. Такие повреждения могут привести, например, к раку, и если уровень мутаций зашкаливает, эти белки отдают приказ о самоубийстве клетки. В нескольких типах клеток (в том числе в яйцеклетках) такую роль играют белки PUMA и NOXA.
Они следят за сохранностью яйцеклеток в течение всей жизни, удаляя плохие и оставляя хорошие. Именно эти белки косвенным образом способствуют наступлению менопаузы: когда число яйцеклеток падает ниже критического уровня, в организме происходят особые гормональные перестройки, обозначающие конец возраста размножения. Однако после радио- или химиотерапии менопауза может случиться гораздо раньше положенного срока из-за активности PUMA и NOXA. И если, как пишут учёные, подавить активность PUMA, это сохранит яйцеклетки.
Но тут возникает вопрос: не будут ли сохранённые яйцеклетки настолько испорченными, что лучше бы их и не было? Какое потомство получится из яйцеклеток, у которых ДНК пережила радиолучевую терапию? Однако, как признают сами исследователи, к их большому удивлению созревающие яйцеклетки оказались в состоянии отремонтировать повреждённую ДНК и в итоге дать жизнь вполне здоровому потомству. Если же при этом подавлялась активность не только PUMA, но и NOXA, клетки восстанавливались ещё лучше. Можно сказать, что белки-уборщики в этом случае излишне торопятся и не дают возможности ДНК-репаративным белкам сделать своё дело.
Не исключено, что и другие формы женского бесплодия (а не только те, что связаны с противораковой терапией) можно вылечить, воздействуя на эти белки. С другой стороны, это даёт возможность сгладить наступление менопаузы, масштабные гормональные перестройки которой часто плохо сказываются на здоровье женщин.
Подготовлено по материалам Медицинского института Уолтера и Элизы Холл и Университета Монаша.