Свежие воспоминания можно стереть – так утверждают исследователи из Университета Упсалы в своей новой работе, опубликованной в журнале Science. Полученные результаты — яркий прорыв в исследовании памяти и страха.
Томас Агрен, докторант кафедры психологии, и его руководители, профессора Матс Фредриксон и Томас Фьюрмарк, показали, что свежие воспоминания из человеческого мозга можно стереть безвозвратно.
Когда человек узнает что-то новое, знания откладываются в его долговременной памяти при помощи процесса консолидации, основанного на формировании белков. Когда мы что-то вспоминаем, память на время дестабилизируется, а потом вновь запускает процесс консолидации. Иными словами, можно сказать, что мы вспоминаем не то, что произошло на самом деле, а то, что вспомнили в прошлый раз, когда думали об этом событии. Вмешиваясь в процесс, который следует за запоминанием информации, мы можем повлиять на содержимое памяти.
В ходе эксперимента добровольцам показывали нейтральные изображения – пейзажи, предметы быта и т.д., сопровождая показ некоторых из них ударами электрического тока. Таким образом определенная картинка ассоциировалась в памяти испытуемых со страхом. Так, что если показывать ее вновь, люди, естественно, реагировали на нее, как на боль.
Затем добровольцев разделили на две группы – и в одной из них исследователи нарушили процесс консолидации, повторно показывая участникам те же картинки, но не сопровождая это ударами тока, в течение времени, мозг физически фиксирует в памяти страх.
В итоге, у одной части испытуемых произошло закрепление ассоциации, а у второй половины процесс закрепления воспоминаний был нарушен, поэтому их память осталась нейтральной и не подстегивала ощущение страха. Кроме того, используя магнитно-резонансный сканер, ученые смогли доказать, что физические следы этой памяти также исчезли из той части мозга, которая хранит воспоминания о страхе — миндалевидном теле в височной доле головного мозга.
«Эти результаты могут означать большой прорыв в исследованиях памяти и страха. В конечном счете они способны привести к улучшению методов лечения миллионов пациентов, страдающих от фобий, посттравматических стрессов и панических атак», — сказал Томас Агрен.